Кредитные услуги


Статьи

Герман Греф: "Основа конкурентоспособности страны в современном мире - конкурентоспособность ее правительства"

Москва. 17 января. FINMARKET.RU - В Москве проходит ежегодный Гайдаровский форум, главной темой которого на сей раз стало замедление темпов экономического роста в России. В среду о росте спорили чиновники и представители Центрального банка: они долго переругивались и искали виновных в росте инфляции и сокращении инвестиций.

В четверг речь зашла о качестве работы правительства и способах, которыми оно может и должно подстегнуть экономический рост. Президент Сбербанка Герман Греф предложил чиновникам поставить на качество регулирования и перенять лучшие мировые практики, чтобы конкурировать с другими правительствами.

Руководитель "Роснано" Анатолий Чубайс пошел еще дальше и предложил аккуратно и без спешки реализовать проект "демократизации России".

"Финмаркет" предлагает наиболее интересные выдержки из выступлений участников форума.

Паскаль Лами, гендиректор ВТО

"С одной стороны у России есть старая добрая модель экономики, основанная на добыче природных ресурсов. Вызов в том, где в ней находятся основные конкурентные преимущества, благодаря которым будут компенсированы слабости, главные из которых - неинтегрированность в мировую экономику, демографическая проблема.

С другой стороны Россия свободна в выборе любой другой модели развития, которые известны в мире.

Настоящая конкуренция в мире связана не с промышленным сектором, а со сферой услуг, с использованием технологий и мозгов, а не физической силы.

Недавно мы впервые представили новый вариант определения структуры мировой торговли. Для подсчетов использовался показатель добавочной стоимости вместо валовой добавочной стоимости. Последний показатель некорректно учитывает тот факт, что при перемещении через границы стоимость, например, автомобиля вырастает в несколько раз. В итоге в старой системе подсчетов услуги составляли 25% мировой торговли, в новой - 40%.

Вступление России в ВТО означает, что вы выбрали модель интеграции своей экономики в мировой рынок. До момента вступления вы вольны были делать в своей экономике, что угодно. Но после вступления с вами должны все считаться, но и вы должны считаться с другими участниками ВТО.

Будущие барьеры в международной торговле будут не тарифного плана. Их буду создавать регуляторные системы, например, разные системы сертификации продукции. Российская регуляторная система должна вписаться в глобальные системы регулирования. Это большой вызов для России".

Герман Греф, президент Сбербанка

"В мировой торговле в начале XX века участвовало 8% ВВП. Сейчас 27-29% национальных ВВП идет на экспорт. И тенденция к тому, что эта доля будет все больше. Экономика становится все более глобальной.

Для нас глобализация - это переход из дворовой команды к участию во всемирных олимпийских играх. Можно представить, что мы свою хоккейную сборную, не объяснив правил, выпускаем на площадку?

Правила ВТО - это 47 000 страниц документов. Базовое соглашение 600 страниц. В голове мы еще не в ВТО.

Самый опасный раскол - между теми, кто зарабатывает $1 в день, и теми, кто $10 млн в день. Глобализация способствует этому расколу: богатые становятся еще богаче, бедные - еще беднее. Правила ВТО и Всемирного банка заточены под то, чтобы выигрывали страны, которые находятся там с самого основания этих организаций, они взяли на себя меньше всего обязательств.

Забота государства выровнять условия конкуренции внутри страны и создать для предприятий такие же условия, по которым играют их конкуренты. Это не "всегда все равны". Развитые страны создают огромное количество преимуществ для своих компаний во всех секторах.

При выходе на мировой рынок мы теряем. До сих пор мы выигрывали только за счет сырьевого экспорта.

Надо наращивать конкурентоспособность во всех сферах. А наша конкурентоспособность носит в подавляющем большинстве национальный характер. Без выхода ее на мировой ранок наше будущее печально.

Первой компетенцией, которая будет определять конкурентоспособные качества страны - конкурентоспособность правительства. Качество институтов - это качество людей, которые там работают. Все возвращается к качеству человеческого капитала.

Главная наша проблема - мы не знаем лучших мировых практик, пытаясь изобретать собственные ноу-хау. Иногда это неплохо: по пути в Америку можно открыть Индию, но случается это крайне редко".

Анатолий Чубайс, председатель правления ОАО "Роснано"

"В оценке глобальной конкурентоспособности России есть две компоненты с разным знаком.

Наши макроэкономические показатели позитивны, а на фоне происходящего в других регионах мира - очень позитивны. Размер резервов, Стабфонд, сбалансированный бюджет, небольшой госдолг, инфляция немного подскочила, но это временно. С этой точки зрения мы суперпривлекательны для любого инвестора.

В то же время есть другая группа факторов, которые портят эту радужную картину. Например, 112 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности.

Гораздо более важно, чем отток финансового капитала, отток интеллектуального капитала, отъезд высокопрофессиональных людей. Наверняка каждый из вас в своем кругу слышал такие разговоры. С моей точки зрения, это самый интегральный параметр происходящего в стране.

Где решение?

Первое: решающее значение имеет уход от сырьевой зависимости. Добыча нефти не растет, значит рассчитывать на динамику экономического роста 2000-х годов нет оснований. Мы обречены на низкие темпы роста 4-3-2% и отставание от мировых лидеров.

Поэтому инновационная экономика - это не блажь, а абсолютная необходимость. Финляндия, Израиль, Сингапур смогли создать за 15-20 лет инновационную экономику.

Без государственного участия развития не будет. Но госуправление инновационной экономикой на порядок сложнее, чем традиционной.

Инновационный бизнес спотыкается в России на том же, на чем спотыкается и весь остальной бизнес: крайне низкий уровень защиты прав собственности, неэффективная судебная система, высокий уровень коррупции. Решение ни одной из этих проблем не является экономической задачей. Но они ограничивают развитие экономики, являясь ее фундаментальным тормозом.

Проект под названием "демократизация России" на порядок важнее и сложнее, чем строительство рыночной экономики. Ошибка в этом проекте - погорячиться, рвануть - смертельно опасна для страны наших масштабов и нашей истории. Но стоять на месте невозможно. Потепление экономического климата связано с потеплением внеэкономического климата".

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли

"Постепенно от точечной поддержки конкретных отраслей мы должны переходить к косвенной поддержке предприятий новых отраслей, современных, конкурентоспособных на мировом рынке. Например, производство композитных материалов. Первоначально их использует авиационная промышленность. Но постепенно они должны приходить в ЖКХ, транспорт, энергетику. Для этого мы должны способствовать технической модернизации наших предприятий.

Проблемой для наших предприятий является отсутствие кредитных ресурсов, их дороговизна. Мы намерены заняться субсидированием кредитной ставки для технического перевооружения предприятий, разработки новых продуктов, чтобы создать равные конкурентные условия для наших предприятий на мировом рынке.

При введении утилизационного сбора мы изначально исходили из того, что должны заботиться об окружающей среде, об экологии. Автомобили -это только первый этап. Это направление будет развиваться и по другим промышленным продуктам, которые должны утилизироваться после завершения своей эксплуатации.

Наших зарубежных партнеров беспокоит не стоимость утилизационного сбора, а то, что российские производители могут сразу не уплачивать этот сбор. Мы готовы обсуждать возможность создания утилизационных пунктов также зарубежными производителями автомобилей (это позволит им не платить утилизационный сбор при выпуске автомобиля на российский рынок - "Финмаркет")".

Виктор Христенко, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии

"Глобальный кризис (или кризис глобализации) стал катализатором регионализации. Именно региональные объединения сейчас являются единственными драйверами экономического роста.

Наиболее крупный пример региональной интеграции - Евросоюз. Переживаемые им проблемы связаны с недостаточной синхронизацией интеграционных процессов внутри его. Пройти ему этот кризис можно только за счет ускоренной более глубокой интеграции.

Основной театр действий (не говорю боевых) проходит на площадке коммуникации национальных и наднациональной бюрократий. Перетоки компетенции и власти никогда не происходят безболезненно. Это тяжелые процессы. Но это создает уникальную возможность для преодоления национального лоббизма и принятия тех решений, которые смогут преобразовать регуляторную среду, чего на национальном уровне зачастую долгое время не удавалось сделать.

Одновременно возникает конкуренция национальных администраций по компетенциям, которые сохраняются на их уровне. И это хорошо: у бизнеса появляется выбор. Системообразующие организации не начнут передвигаться по карте. Но средний и малый бизнес будет голосовать своими деньгами в пользу более выгодной, дружелюбной для них юрисдикции".

Алексей Мордашов, гендиректор ОАО "Северсталь"

"Невозможно становится конкурентоспособным, если этому не принуждает среда. Вступление России в ВТО дает возможность ссылаться в российских судах на нормы и правила ВТО. По российскому законодательству международные соглашения доминируют над национальным законодательством. Это дает возможность дополнительной защиты наших интересов.

Надо снимать препятствия к развитию торговли: убирать таможенные барьеры с пути передвижения товаров и услуг, барьеры с техническим регулированием. По оценкам ВБ, сокращение таможенных процедур на один день увеличивает объем внешней торговли на 1%.

Наше главное преимущество: Россия находится на 12 месте в мире по объемам экспорта и на 17 месте по объемам импорта. У нас есть на что опереться".